Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования на сегодняшний день не вызывает сомнения. Цифровизация в современной России затронула все отрасли экономики и государственной деятельности.
Не остались в стороне от этого процесса и труженики контрольно-счетных органов. Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 07.02.2011 № 6 ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», полномочия контрольно-счетных органов серьезно расширились. На них было возложено выполнение новых функций, которые доселе они не выполняли.
Претерпела изменения и сама система организации контрольно-счетных органов в России. На сегодняшний день можно говорить о создании в стране цифровой экосистемы государственного контроля (аудита).
Внедрение новой организации работы конторольно-счетных органов привело к серьезной экономии бюджетных средств. Было оптимизировано число сотрудников в органах КСО, достигнута серьезная экономия рабочего времени сотрудников, снизились их трудозатраты, унифицировалось законодательство.
Однако на сегодняшний день существует еще достаточно много проблем. Большинство из них тесно связаны с тем, что за основу создания в России экосистемы аудита были взяты образцы из этой отрасли зарубежных стран. Идея хорошая, однако, все, что заимствуется извне, должно быть адаптировано к условиям России. Понятно, что одномоментно это сделать невозможно.
В развитых странах система аудита складывалась органично, с низов. На это потребовался ни один десяток лет. Этому способствовало относительно стабильное развитие европейских стран. Здесь поступательно формировались капиталистические отношения, которые и требовали совершенствования проведения проверок и составления отчетности в области государственного аудита.
Постепенно, методом проб и ошибок, методом отбора наилучших образцов в этих странах и оформилась целостная система государственного контроля.
Говоря о России, следует отметить, что большую роль сыграла непоступательность развития. Становление капиталистических отношений было прервано Октябрьской революцией, затем после Перестройки, снова произошел возврат на рельсы капитализма.
Потребовалось внедрение новых подходов к организации государственного контроля, что и было сделано.
Однако, проблем на сегодняшний день много. Это сложности с унификацией терминологии и основных понятий, сложности с определением целей проверок и разработкой заключений о проведенных проверок и предложениях конкретных рекомендаций.
Цель работы заключается в рассмотрении экосистем российского государственного контроля, государственного контроля в развитых странах и экосистемы государственного контроля (аудита) в ЕЭС.
С учетом поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- проанализировать цифровую экосистему государственного контроля (аудита) в России;
- сравнить цели, задачи и методы проведения российских и зарубежных аудиторов;
- рассмотреть развитие аудита в развитых зарубежных странах;
- проанализировать экосистему государственного контроля (аудита) ЕЭС.
Объект исследования – аудит.
Предмет исследования – цифровая экосистема аудита.
Степень разработки проблемы. Различные аспекты развития аудиторской деятельности представлены в работах российских и зарубежных специалистов: В.И. Бариленко, Р.П. Булыги, Т.Г. Шешуковой, Е.Б. Герасимовой, О.В. Голосова, Е.М. Гутцайта, М.В. Мельник, А.Д. Шеремета, В.Т. Чая, Л.З. Шнейдмана и других.
При написании работы были использованы метод анализа, синтеза, сравнения, метод анализа литературы.
1. Цифровая экосистема государственного контроля (аудита) в России
Аудит в нашей стране можно охарактеризовать как молодой, но быстро развивающийся рынок профессиональных услуг. На сегодняшний день рынок аудита России является самостоятельным сегментом бизнеса с годовым оборотом в несколько десятков миллиардов рублей и количеством занятых специалистов 30 000 человек.
Характерной особенностью рынка аудита России является то, что он представляет собой два относительно самостоятельных сегмента: внешне ориентированный аудит, представленный иностранными аудиторскими фирмами, прежде всего компаниями «большой четверки», и внутренний аудиторский рынок.
Основной тенденцией изменений аудиторской деятельности в нашей стране был и остается курс на законодательное и методологическое сближение этих двух относительно самостоятельных сегментов, что отражено, в частности, в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности Российской Федерации на среднесрочную перспективу [2, С. 54].
При этом под сближением понимается внедрение в практику работы российских специалистов и коммерческих фирм правил деятельности, выработанных и апробированных мировым аудиторским сообществом, а не попытки крупных иностранных аудиторских фирм "подмять под себя" весь рынок аудита России.
Такие попытки не имеют ничего общего с цивилизованным рынком. По своей сути они бесперспективны, так как становление реального цивилизованного рынка в каждой конкретно взятой стране невозможно без активного использования национального творческого и интеллектуального потенциала. А в России он велик.
Принятие изменений в Федеральный закон от 07.02.2011 № 6 ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» создало организационные предпосылки для становления и развития цифровой экосистемы государственного контроля (аудита) в РФ:
- был разработан перечень общих требований к стандартам;
- сформулированы требования к штатной численности должностных лиц контрольно-счетных органов;
- предоставлен доступ к материалам информационных систем;
- разработан перечень требований к организации рабочих мест должностных лиц контрольно-счетных органов, которые участвуют в проведении контрольных мероприятий;
- разработан перечень требований к уровню материального и социального обеспечения должностных лиц контрольно-счетных органов [5, С. 41].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бычкова С.М., Итыгилова Е.Ю. Аудит: учеб. пособие / под ред. проф. Я.В. Соколова. – М.: Магистр, 2009. – 463 с. – с. 17
2. Бычкова С.М., Итыгилова Е.Ю. Международные стандарты аудита: учеб. пособие / под ред. С.М. Бычковой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 432 с. – С. 97
3. Международные стандарты учета и финансовой отчетности: учебное пособие/под ред. Л.И.Ушковицкого, А.А. Мазуренко – Ростов н/Д, 2009. – 153 с.
4. Лещенко И. Б. Российские и зарубежные подходы к проведению аудиторских проверок: сравнительный анализ / И. Б. Лещенко. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 92-95. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/12/1193/ (дата обращения: 26.12.2022).
5. Скобара В.В. Аудит: методология и организация. – М.:1998, стр.12.
6. Шишлянникова Л.П. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Аудит и международные стандарты аудита»: учеб. пособие – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. – 326 с.